У детей тоже бывает головная боль!

Практически 60% детей жалуются на периодические головные боли. Около 8% из них страдают мигренью. Таким образом, в каждом классе найдется пара детей, у которых имеются проявления мигрени. Поэтому своевременная постановка диагноза в этом случае является важной задачей.

Для того, чтобы разобраться с данным патологическим состоянием, необходимо дать несколько определений. Мигрень представляет собой выраженную, периодически появляющуюся, головную боль, которая может длиться от нескольких часов до 3-х дней. Для мигрени характерны следующие сопутствующие симптомы: тошнота и/или рвота, светобоязнь и/или повышенная чувствительность к звукам, запахам. В редких случаях мигрени может предшествовать, так называемая, аура, которая характеризуется визуальными нарушениями, а также, может затрагивать речь или вызывает чувство онемения в области лица и рук.

Большинство людей думают, что мигрень имеет исключительно односторонний характер, и сопровождается ощущением «пульсации в голове», но в случае с детьми и подростками такая картина практически не встречается. Чаще юные пациенты жалуются на двустороннюю непрекращающуюся боль, в основном, над областью глаз.

Мигрени классифицируются на эпизодические (менее 15 раз в месяц) или хронические (более 15 раз в месяц). Дети, страдающие мигренью более одного раза в неделю, чаще всего становятся кандидатами на профилактический прием лекарственных препаратов, призванных предотвратить новые приступы. При развитии у детей хронической мигрени следует рассмотреть дополнительные методы лечения.

Как вести себя по отношению к ученикам, страдающим мигренью?
Что касается эпизодических приступов мигрени, то тут необходимо понимать, что время в данном случае очень дорого. Лечение действует гораздо лучше при ранней диагностике проблемы. Это не та ситуация, в которой можно подождать и посмотреть, как человек будет чувствовать себя через 15 минут. Если ребенок во время примет необходимый препарат и немного отдохнет, он сможет в дальнейшем вернуться на урок. Если юный пациент подходит к учителю и говорит, что в настоящий момент у него развивается аура, в экстренном порядке необходимо провести его в медицинский кабинет. Такой подход может предотвратить появление выраженной головной боли.

При наличии хронической мигрени перед нами встает совершенно другая проблема. Большинство пациентов в такой ситуации могут стать привычными к этому дискомфорту, и будет казаться, что они не страдают от головной боли, тогда как она будет иметь достаточно высокую интенсивность. Это сбивает с толку как учителей, так и школьный медицинский персонал, что в свою очередь, будет сбивать с толку ученика, который будет чувствовать, что ему как будто никто не верит. Нашей целью в отношении этих школьников является вовлечение их во взаимодействие со сверстниками, чтобы они не чувствовали себя изолированными от общества, страдая от своей болезни и не имея возможности принимать участие в активной жизни класса. Основы поведения, заложенные во время школьной жизни, могу стать залогом нормального детства и подросткового периода.

Как еще вы можете помочь?
Дети, страдающие мигренью, часто имеют образ жизни, соответствующий их заболеванию. Как врачи, мы стараемся научить своих пациентов больше спать, регулярно питаться, не забывать выполнять физические упражнения, много пить воду и не поддаваться стрессу.

Учителя же проводят с нашими пациентами гораздо больше времени, чем кто-либо. Необходимо вовлекать их в активную жизнь. Если в школе предусмотрены завтраки или обеды, убедитесь, что ребенок поел. Позвольте им держать на парте бутылку с водой. Если Вы заметили, что ребенок проявляет признаки повышенной усталости, обязательно обговорите эту проблему с его семьей. Будьте начеку при возникновении стрессовых ситуаций, например, во время экзаменов, потому как стресс может увеличивать частоту приступов мигрени. По возможности, помогите ученику справиться со стрессом.

Очевидно, что основной целью в борьбе с мигренью, является вовлечение всех возможных сторон: учителей в школе, медицинского персонала, семьи и самих школьников, дабы обеспечить детям, страдающим мигренью, счастливые школьные годы.

Howard S. Jacobs, MD, Associate Professor of Pediatrics, Co-Director, Pediatric Headache Clinic, University of Maryland, Department of Pediatrics, Baltimore, MD.