Остеопороз

Остеопороз - это уменьшение плотности костной ткани. Она становится хрупкой, что увеличивает риск переломов костей.

Тихая эпидемия

Остеопороз называют тихой эпидемией. Эта болезнь – причина инвалидности и смерти многих пожилых людей. Вот почему одна из важнейших задач современной гериатрии состоит в эффективной профилактике и лечении остеопороза.

Симптомы остеопороза

Боль в спине

Одним из начальных проявлений остеопороза часто становится боль в спине. Она может быть эпизодической, связанной либо с совершением неловкого движения, либо с поднятием тяжести. Боль может усиливаться при изменении погоды, в холодное время года, после массажа и даже из-за отрицательных эмоций.

Повышенная утомляемость и ноющие боли в костях

Еще один симптом развивающегося остеопороза - повышенная утомляемость и ноющие боли в спине, ребрах, тазовых костях после вынужденного пребывания в одном и том же положении или при ходьбе.

Ощущение тяжести, необходимость в дополнительном отдыхе

Ощущение тяжести между лопатками, желание отдохнуть (предпочтительно - лежа) возникающие много раз за день, это - тоже сигналы, которые нельзя игнорировать, так как они могут свидетельствовать о прогрессировании остеопороза.

Истончение костной ткани ведет к снижению роста и выраженному грудному кифозу. Для пациентов с остеопорозом также характерна особая походка: они идут медленно и осторожно, с видимым трудом поднимаются по лестницам, переступают порог.

Факторы риска

Заболевание чаще поражает женщин, чем мужчин. Широко распространено мнение, что это связано с дефицитом эстрогенов в период естественной или хирургической менопаузы.

К факторам риска развития остеопороза также относятся:

• Недостаток потребления пищевого кальция;
  • Голодание;
  • Гиподинамия;
  • Употребление алкоголя;
  • Курение;
  • Патологии ЖКТ, сопровождающиеся нарушением всасывания питательных веществ, в том числе кальция.

Осложнения

В числе частых осложнений остеопороза - компрессионные переломы позвоночника, шейки бедренной кости

Часто они происходят даже при обычной физической активности. Например, при наклоне, поднятии небольших тяжестей, кашле или чихании.

Ежегодно в мире компрессионные переломы фиксируются у 700 тысяч пациентов с остеопорозом. Для сравнения, переломы бедренной кости и костей предплечья происходят в два раза реже.

Согласно прогнозам ВОЗ, через 20 лет от остеопороза будет страдать вдвое больше больных, чем сейчас.

Симптомы компрессионного перелома

Острая боль, которая отдает в грудную клетку, брюшную полость или бедро. Боль усиливается при минимальных движениях, длительность ее чаще всего составляет около 1-2 недель, а в течение следующих 2-3 месяцев она постепенно стихает.

Но бесследно происшествие не проходит: снижение высоты тел позвонков и увеличение кривизны в месте перелома приводит к появлению поясничного лордоза (провалу или выемке в спине)

Как с этим бороться?

Есть только один метод предотвращения таких осложнений: ранняя диагностика и лечение остеопороза. Это позволяет увеличить продолжительность жизни и улучшить ее качество.